-ОСАДА (II), МИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
-1. Горизонтальный план минной галереи:
а) стена; с) галерея; d) минная камера; е. крепеж.
2. Минная галерея в разрезе: а) стена; b) ров; с) наклонная галерея на случай неожиданной контратаки пуском воды; d) минная камера; е. опоры на козлах; f) частокол для защиты и маскировки работ. Осаждающие использовали выгоды домов, стоящих близко к осаждаемой крепости. Готовая минная галерея использовалась для подрыва стен. Все подпорки одновременно
выбивались, внешняя часть стены, ослабленная и потерявшая опору, обрушивалась. Обломки засыпали ров, образуя склон, по которому колонны осаждавших могли проникнуть в крепость. Техника минирования была гораздо сложнее ведения подкопа (смотри предыдущий рисунок) и требовала привлечения специя листов высшей квалификации, однако она имела преимущество, поскольку оставалась незаметной для осажденных. Особенно искушенными в минировании были мастера из Северной Франции и Брабанта. Многие крепости ХII-XIV вв. до сих пор сохраняют следы таких атак, в частности Каркассон, где обнаружены не полностью засыпанные минные галереи.
3. Разрез наступательной галереи, позволявшей ночное вторжение в крепость: а) стена; Ь) ров; с) галерея; d) уплотненный и укрепленный грунт в ожидании приступа. Такой тип подкопа использовался обычно вблизи ворот. Отряд нападавших нейтрализовал охрану ворот, поднимал решетку, опускал подъемный мост, и главная колонна осаждающих врывалась в крепость.
4. Саперов обнаруживали при помощи чаш, наполненных водой, работа саперов вызывала рябь на поверхности воды. Применялись также и контрминные работы.
5. Железные колпаки, называемые также железными шапками, капелинами или ханепирами. Саперы, минеры и подрывники предпочитали этот тип шлема с широкими полями