-БРОНЕНОСНАЯ БАТАРЕЯ «НЕ ТРОНЬ МЕНЯ»
Перв.   Предыд.   4 из 24   След.   Послед.
-Опыт Крымской войны 1853—1856 годов и гражданской войны в США 1861—1865 годов наглядно показал, что имевшиеся в составе флотов парусные деревянные корабли не могли уже соперничать с появившимися и быстро совершенствовавшимися паровыми судами, покрытыми мощной броней. Поэтому все основные державы лихорадочно приступили к постройке броненосных судов. Не была исключением в этом и Россия. Нe дожидаясь утверждения правительством новой судостроительной программы, морское ведомство летом 1862 года заказало два корабля этого класса—броненосные батареи «Первенец» и «Не тронь меня», предназначенные для обороны с моря Санкт-Петербурга и Кронштадта. Первый из них строился в Англии, второй — на Галерном островке в Петербурге. 11 июня 1864 года «Не тронь меня» была спущена на соду и в 1865 году вступила в строй.
В это время уже велась тщательная подготовка к созданию более крупных кораблей — мореходных броненосцев, броненосных и неброненосных фрегатов, способных вести боевые действия в открытом море и на океанских просторах.
Во всех этих работах немаловажную роль сыграла и броненосная батарея «Не тронь меня» — первенец отечественного броненосного кораблестроения.
Сделанная из добротных отечественных материалов, «Не тронь меня» 1 февраля 1892 года была переведена в класс броненосцев береговой обороны и лишь в конце 1905 года исключена из списков флота, после чего еще на протяжении 45 лет в качестве несамоходной баржи использовалась ленинградским Металлическим заводом и рядом других организаций.
Водоизмещение 3494 т; длина 69.4 м. ширина 16,1 м, осадка 4,9 м; мощность паровой машины 1632 л. с, скорость хода 8 уз. Вооружение: 12 203-мм. 2 152-мм и 2 63-мм десантных орудия. Экипаж 394 человека.