-ПАРУСНЫЙ КОРАБЛЬ «ОРЕЛ»
Перв.   Предыд.   13 из 24   След.   Послед.
-Быстрое развитие торговли между Россией и Персией (Ираном) во второй половине XVII века потребовало наладить судоходство на Каспийском море, а заключение торгового соглашения, подписанного русским царем и персидским шахом, оговаривало также и охрану торговых морских путей кораблями. Для этой цели в селе Дединово, расположенном на Оке ниже впадения в нее реки Москвы, в 1667 году началось строительство небольшой верфи, предназначенной для постройки военных судов. По поручению Петра I из Голландии и других европейских стран было приглашено несколько корабельных мастеров для найма на русскую службу.
Первоначально намечалось построить один корабль, бот, яхту и две шлюпки. 14 ноября 1667 года состоялась закладка корабля, которому было присвоено имя «Орел». 19 мая следующего года он уже был опушен на воду, но из-за задержек в поставках материалов и нехватки специалистов смог выйти в первое плавание лишь летом 1669 года.
Вместе с построенными в Дединове другими судами корабль перешел сначала к Нижний Новгород, а оттуда вниз по Волге в Астрахань. Там через год он был захвачен возглавляемыми Степаном Разиным восставшими крестьянами. «Орел» простоял в бездействии в протоке Кутум близ одной из астраханских слобод и пришел в полную негодность к плаванию.
Основатель российского регулярного флота Петр Первый высоко оценил постройку в стране первого военного корабля заявив, что «хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже... от начинания того, яко от доброго семене, произошло нынешнее дело морское».
«Орел» представлял собой тип морского двухпалубного трехмачтового парусного корабля длиной 25 м, шириной 6,5 м и осадкой 1,5 м. Вооружение судна должны были составлять 22 пищали, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты.